Выступление Конникова Ю.В на августовском педагогическом совещании 21 августа 2015 года.

Добрый день уважаемые коллеги!

 

         Поздравляю с успешным завершением прошедшего учебного года! И чувствую хороший настрой на новый учебный год: прошла достойно приемка, предвкушение 1 сентября, высвободилось в голове место для дома и семьи, и конечно ощущаю уважение к Профсоюзу (спасибо за наше эффективное взаимодействие).

         А теперь к теме.

         Тема августовского совещания актуальная и естественно – это тема профессионального Союза, поскольку качество образования на любой его ступени зависит, конечно, от педагога, его   социального статуса.

 

         Важнейшим направлением решения этой задачи является система социального партнёрства.

Действующее отраслевое территориальное соглашение в системе образования области заключено в 2014 году и действует до 2017 года.

         На сегодня 99, 2% образовательных учреждений, где действуют первичные профсоюзные организации, имеют коллективные договоры,  94% коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию, что на 4% больше, чем на аналогичный период 2014 года. Увеличилось и количество территорий до 37,  где коллективные договоры заключены во всех образовательных учреждениях.

         Следует отметить в целом положительную динамику по заключению коллективных договоров в Ашинском, Варненском, Красноармейском, Кусинском, Коркинском, Каслинском, Сосновском, Троицком, Чесменском муниципальных районах, городах Златоусте, Магнитогорске, Троицке, Копейске, Челябинске.

И в г. Челябинске Профсоюз стал инициатором создания отраслевой территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эту инициативу поддержало Управление г. Челябинска. Глава города, Тефтелев Евгений Николаевич, дал добро на участие в процедуре подписания.

 

Наличие и реализация  коллективного договора стало одним из  критериев оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений, большей части муниципальных образований области.

         Главные социальные аспекты качественного труда – экономическая, правовая защищенность, психологический климат в коллективах, возможности профессионального и карьерного роста.

         Несмотря на экономические проблемы, которые сегодня в большей степени испытывают предприятия области, о чем был прямой разговор на встрече Губернатора с профсоюзами (12 августа), на постоянные посягательства Минтруда РФ на наши льготы и гарантии, они сохранены сегодня  в полном объеме.   

         Однако, как и в большинстве регионов России, в нашей области темпы роста заработной платы снизились и не достигли целевого значения.

         Надеемся, что повышение на 5 % позволит приблизиться к индикативным показателям в целом, но  отставание по дошкольникам и СПО  требует отдельного решения.

         Изначально в СМИ было заявлено повышение именно заработной платы, несмотря на то, что в распоряжении речь идет о повышении базовых (должностных) окладов.

         Следовательно, должны увеличиться автоматически компенсационные выплаты. И конечно  в соответствии с положением об оплате труда должна увеличиться и стимулирующая часть. Мы будем добиваться именно такого результата.

         Считаю, ненормальной ситуацию, когда руководители начинают готовить людей к худшему сценарию:  «Мол, денег  не дадут на все, и не ждите». Тем самым дискредитируя решения власти.  

Как мы понимаем, повышение зарплаты происходит, в том числе за счёт оптимизационных мероприятий. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации при проверке исполнения соглашений по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных образовательных организаций пришла к выводам,  что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения, транспортной инфраструктуры, а главной целью стало достижение сиюминутного экономического эффекта и привели в том числе к сокращению числа педагогических, научных работников на фоне роста  потребителей образовательных услуг, что сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых услуг и избыточной интенсивностью труда соответствующих категорий работников.

По расчетам Минобрнауки России, в 2014 г. в рамках оптимизации предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 млрд. руб. А фактически только 9,4 млрд. руб. направлены на повышение оплаты труда, что составляет 0,72% от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций   

Цифры – вещь упрямая, они заставляют думать!

Профсоюз обеспокоен тем, что только 52 % высвобождающихся трудоустроены по РФ. И считаю, что профсоюзным организациям необходимо оказывать содействие каждому в трудоустройстве и выходе из психологического кризиса.   

Таким образом, можно констатировать, что реальные резервы для проведения ежегодной оптимизации в сфере образования практически не выявлены. Может быть больше органам государственной власти усилий предпринять по ликвидации «серых» зарплат, а их  в экономике страны 50 %. Уж это точно увеличит бюджет.  

         Председатель ФНПР Шмаков М.В. и председатель нашего Профсоюза Меркулова Г.И. обратились в Российскую трехстороннюю комиссию и Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. о несогласии  с предложениями Минфина по основным направлениям бюджетной политики на 2016 год.

         Профсоюз не может согласиться с изменением подходов к реализации майских указов Президента  РФ,  а именно:

- со снижением объема дотаций федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

- с корректировкой в течение всего планового периода динамики роста заработной платы работников бюджетной сферы, с учетом сложившейся  и прогнозируемой финансово-экономической ситуации в стране;

- с предлагаемыми  мерами по дальнейшему структурному реформированию социальной сферы, дальнейшей оптимизации (сокращению) сети и численности работающих.

         В то же время Правительством РФ не принимаются меры,  обеспечивающие сохранение доходов трудоспособного населения.

         В частности, не реализуется норма Трудового кодекса РФ по установлению минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

         В настоящее время МРОТ составляет 55 % от величины прожиточного минимума. Предлагаемое  в основных направлениях бюджетной политики повышение МРОТ с 1 октября 2016 года лишь на 7 % приведет к ухудшению этого соотношения.

       И все-таки, несмотря на проблемы, сегодня  происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению зарплаты педагогов и привлечению молодежи сделала профессию педагога более привлекательной, хотя педагоги посбальзаковского возраста не спешат уходить из профессии из-за большой разницы между заработной платы и пенсией, и дай им Бог здоровья. Они один из главных гарантов того самого качества. 

          Доля молодых учителей (до 25 лет)  составляет 4,7%, что выше среднего показателя по стране, равного 2%. При этом и когорта учителей старшего возраста (старше 50 лет)  свыше 40%.  

         Во многом, конечно, настрой педагога на качество зависит от климата в коллективе и ощущения защищенности.

Руководители загружены административной работой и больше склонны к личному управлению организацией, у них не остается времени на работу с командой, профсоюзом и общественными советами. Очевидно, не просто отказаться от следования традициям, сложившимся за многие годы.  Наверное, должно пройти немало времени, чтобы практика делегирования части полномочий  стала реальностью.

И не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве, и в штатах организации отсутствуют юристы. 

         За 2014-2015 год в адрес профсоюзных организаций Челябинской области поступило 973 обращения и  письменных  жалобы. На личном приеме специалистами  всех уровней  профсоюза было принято более 4000  человек.

         Из числа обращений которые поступили за данный период    большое количество обращений, связанны с:

-вопросами  возмещения  за услуги ЖКХ. На сегодня все моменты отлажены; 

 -установлением и распределением стимулирующей  части заработной платы работников;

-увольнением (соблюдение порядка увольнения, соблюдение преимущественного права и предпочтения на оставление на работе, соблюдения прав и гарантий членов профсоюза и руководителей выборного профсоюзного органа);

- заключению и изменению  трудового договора, исчислением педагогического стажа, в том числе и для назначения досрочной пенсии;

-установлением режима труда, предоставления отпусков, содержанием и процедурой перехода на «эффективный контракт»  и др.

         Единичные устные обращения касались вопросов установления стажа работы, рабочего времени и отдыха МОП, правомерности административного взыскания руководителем, правильности начисления заработной платы руководителям. Обращения поступали как со стороны работников, так и со стороны руководителей организаций.

         В 2015 году можно выделить наиболее распространенные вопросы связанные:

1.  С  нарушением процедур изменения  нагрузки педагогических работников на новый учебный год, которые, в большинстве своем,  не соответствуют  приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1601. Нагрузка меняется без предварительного уведомления работников и без определенных на то оснований. Работников не знакомят, перед уходом в отпуск, с предстоящей нагрузкой, а в некоторых случаях она изменяется и в период отпуска. Соответственно  необоснованно меняется и заработная плата. Ряд обращений касаются вопросов закрытости в формировании заработной платы. Работникам не выдаются расчетные листки, что является нарушением действующего трудового  законодательства.

2. Появляются необоснованные требования обязательного высшего образования, даже при наличии средне-специального,  а в случае отказа работнику предлагают  уволиться. Данные позиции аргументируются руководителями законом об образовании и переходом на профстандарты, несмотря на то, что данные документы позволяют заниматься педагогической деятельностью и при наличии среднего специального образования.

 3. Нормирование  рабочего времени. Педагогических работников заставляют     (без каких либо локальных документов) находиться на работе 36 часов в неделю (при тарифицируемой нагрузке намного меньше). Несмотря на это в табеле рабочего времени ставятся часы фактически проведенных занятий и соответственно насчитывается заработная плата.

4. Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя в проведении медосмотров педагогических работников и несении затрат на их проведение. В отдельных территориях это не выполняется.  Мы совместно с Министерством образования и науки направили письма на имя глав муниципальных районов и городских округов.

Мы намерены добиваться решения этой проблемы.

         В целях правовой защиты  Областной организацией разработан и реализуется проект повышения правовой грамотности работников отрасли. Проект направлен на создание системы повышения правовой грамотности педагогических работников в рамках реализации их особого правового статуса, трудовых прав, социальных гарантий и обязанностей.

         Продолжается практика проведения зональных обучающих семинаров для председателей профсоюзных организаций, руководителей  и работников образовательных организаций. В прошедшем учебном году были проведены выездные президиумы в Коркино и Октябрьском районе, и мы еще раз выражаем благодарность принимающим территориям.

         И уже в рамках нынешних августовских совещаний пройдут семинары (Аша, В. Уфалей, Агаповский район).

         Сохраняется практика проведения профсоюзного контроля по  соблюдения законодательства в сфере труда и в сфере  образования, основной целью которого является оказание правовой помощи администрациям  образовательных организаций, защита прав педагогических работников и привидение в соответствие с требованиями законодательства   нормативно-правовых актов образовательных организаций, регламентирующих трудовые отношения.  В большинстве территорий в проводимом контроле принимают участие специалисты органов управления образования.

         Представители профсоюза принимают активное участие в работе комиссий  по оптимизации сети образовательных организаций, комиссиях созданных с целью проведения  проверок  по  реализации трудового законодательства в образовательных организациях. Мы видим  много интересного в части реализации трудовых и социальных  прав работников, и всегда стараемся решать проблемы внутри системы.

         В завершении слова русского врача Бурденко «Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что  может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особенные гормоны, повышающие жизненный импульс». Мы с Вами счастливые люди, есть замечательная работа, благородная, миссия, особый статус и особое отношение общества, власти. Молодости, здоровья, успехов.