О рабочем времени педагогов

 Достаточно давно было определено, что рабочее время у педагогов делится на две части: нормируемая и ненормируемая – это тот период времени, который работник обязан затрачивать на выполнение  своих должностных обязанностей связанных с педагогической деятельностью.

Обязанности, к примеру, учителя не ограничиваются проведением уроков: идет методическая, воспитательная работа, работа с родителями и т.д..  Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»это определил еще в 2006 году, что вторая часть – ненормированная. Проводилось много мониторингов, чтобы выяснить, сколько времени учитель затрачивает на выполнение своих должностных обязанностей. Выходило, что более 50 часов, точнее подсчитать оказалось невозможно – у кого-то на проверку тетрадей уходит 3 часа в день, у кого-то 5; кто-то занимается подготовкой к урокам 1 час , кто-то 3 часа. Решили, что не надо этого трогать.

    В статье 333 Трудового Кодекса РФ сказано, что продолжительность рабочего времени педагога должна быть не более 36 часов,  при этом частью 3 статьи 333 ТК РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – Министерством образования и науки РФ. Продолжительность рабочего  время педагога регулирует сейчас приказ – МОиН РФ  №1601 от 22 декабря 2014 года, который разрабатывался с участием представителей  ЦС Профсоюза. Этим приказом, во-первых, определяется продолжительность рабочего времени для конкретных должностей. 8 августа 2013 года вышла новая номенклатура должностей, в ней 40 категорий педагогических работников, из них только 4 относятся к высшей школе. Из оставшихся 36 должностей в дошкольном, школьном, среднем профессиональном образовании есть такие, которые точно работают 36 часов. К ним относятся: социальные педагоги, педагоги-психологи, преподаватели ОБЖ и некоторые другие – таких категорий не очень много. У них не ставка заработной платы, а должностной оклад. За этот оклад они должны находиться на рабочем месте 36 часов в неделю. Нормированный рабочий день у директоров школ и их заместителей – 40 часов в неделю, причем, у директоров и заместителей директоров  сельских школ, если это женщины, неделя сокращена до 36 часов, это регулируется отдельным законом для села, у мужчин остается 40.

    Вторая категория – работники, у которых ставка заработной платы. Ставка учителя, педагога дополнительного образования – 18 часов, музыкального руководителя – 24 часа, воспитателя детского сада – 36 часов. Не продолжительность рабочего дня, а именно ставка заработной платы. Это и есть фактическое рабочее время. К примеру, если у учителя по тарификации на какой-то календарный период стоит 20 часов, составляется расписание, и педагог живет в соответствии с этим расписанием. Он проводит занятие, куда входит не только сам урок, но и перемена, и, возможно, дежурство, которое предусмотрено правилами внутреннего распорядка. В образовательной организации принято, что в дни дежурства педагог приходит за 20 минут до начала занятий, готовится к уроку, смотрит за детьми, и 20 мин после занятий он находится в школе. Здесь тоже возникают вопросы: после своих занятий или после шестого урока? Приказ говорит конкретно, что после своего последнего занятия. Кстати, в рабочее время входят и  участие в методических совещаниях, педсоветах.

    Все остальное время, свободное от занятий, педагог имеет право тратить на подготовку к урокам, повышение квалификации, работу с родителями, проверку тетрадей и т.д. И это время ненормируемое. Допустим решила какая-либо образовательная организация выпустить локальный акт и занормировать все время. Во-первых, для этого нет ни одного юридического основания. Во-вторых, если бы было возможно, это бы уже занормировали. Как запланировать, что сегодня ты будешь проверять тетради 45 минут, а завтра – 50? Или сколько времени займет подготовка к уроку? У каждого учителя свой ритм. Есть воспитательная работа, составляются планы на месяц, четверть, на полгода, год, но на день эту работу спланировать невозможно. Другое дело – по согласию работника у него может быть дополнительная работа: классное руководство, руководство методическим объединением, заведование кабинетом, пришкольным участком и т.д. Это отдельно оплачиваемая работа и отдельное рабочее время.

     Иными словами, на сегодняшний день нет никаких юридических обоснований для нормирования нетарифицируемой  части  рабочего времени.       

      Все разговоры и тревоги возникают из-за того, что на общественном обсуждении находится проект приказа Министерства образования и науки РФ по режиму рабочего времени. Это тот самый приказ №69 от 2006 года, его хотят обновить, привести в соответствие с современными нормами законодательства. Уже сейчас известно, что в проект приказа  не содержит  серьезных изменений, наоборот конкретизирует позиции которые раньше вызывали разное толкование. Примером могут служить вопросы методического дня, так называемых "окон" в расписании, ведение электронных и бумажных журналов, написание образовательных программ, присутствия на рабочем месте  и т.д.  Об этом, в частности, говорил представитель  правового департамента Минобрнауки РФ …. , выступая на заседании комитета Госдумы РФ по образованию. Он заверил, что никто не собирается ломать совершенно нормальную, отработанную десятилетиями, систему режима труда и отдыха педагогических работников. В Челябинской области некоторое время назад были попытки, в ряде организаций,  заставить педагогов находиться на рабочем месте 36 часов в неделю, но после разъяснений  юриста  все эти незаконные нормативные акты были отменены. В последние два месяца обращений  педагогов по  вопросам  рабочему времени становиться меньше. Если они возникнут, члены профсоюза могут обращаться к нам в обком, все остальные – в муниципальные  органы управления образования, Министерство образования и науки Челябинской области  или в надзорные ведомства.