100 лет и новый день. Из истории Нязепетровской районной организации профсоюза работников народного образования и науки

2017 год, богат на большие юбилеи  в стране и районе (100-летие февральской и октябрьской революций, 270-летие  со дня основания Нязепетровского завода  и 100-летие создания Нязепетровского Совета рабочих и крестьянских депутатов, 100-летие профсоюза работников образования,   95-летие пионерии и даже такой, оставшийся незамеченным,  как 85-летие воссоединения Нязепетровска и Шемахи).

 

            К началу 1917 года на  территории  нынешнего Нязепетровского  района было  15  школ, из них в Нязепетровском заводе 4-классное городское училище с 7-летним сроком обучения, 7 одноклассных училищ с четырехлетним и трехлетним сроками обучения и приходское училище, училища Петропавловского прихода были открыты также  в Гривенке и Майгаше (ныне Калиновка), два земских одноклассных училища было в Шемахе с четырехлетним сроком обучения, одноклассное земское училище функционировало и в д. Средняя Арганча (ныне Межевая). Более того, 1 января 1917 года открылось одноклассное училище на станции Нязепетровская, созданное  по инициативе Управления Западно-Уральской железной дороги.  Во всех школах обучалось  616  учащихся и работало 25 учителей.

           После февраля 1917 на несколько месяцев страна стала самой свободной в мире: были провозглашены гражданские свободы, созыв Учредительного собрания, отмена смертной казни, амнистия, прекращение всяческой сословной, национальной и религиозной дискриминации, свобода печати ...

            Создавались  Советы, профсоюзы  в том числе Всероссийский учительский Союз.    Даже директор народных училищ Пермской губернии 8 марта  созвал съезд учителей начальных  народных училищ, делегатом которого был Павел Николаевич Нестеров, заведующий Нязепетровским городским училищем . На съезде  было решено "объединиться вокруг общества вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Пермской губернии".

            В мае  начинает свою работу Совет рабочих и крестьянских депутатов Нязепетровского завода. Не обладая формально властными функциями, Совет с самого начала своей  деятельности активно вникал во все вопросы экономической и социальной жизни и прежде всего возобновления основного производства на заводе, остановленного в наказание рабочих в 1914 года,  став в конце концов единственной дееспособной властью.

            11-12 августа в Екатеринбурге  работала 1 уральская областная конференция профессиональных союзов, Совет рабочих и крестьянских депутатов Нязепетровского завода  с правом совещательного голоса представлял Половодов Александр Андриянович.

            После победы Октябрьской  револю­ции в стране началась ликвидация старой системы управления народным образованием. В 1818 году были ликвидированы учебные округа, упраздне­ны должности директоров и инспекторов народных училищ. Все декреты о народном просвещении (более 30), принятые в первые месяцы Советской власти, нашли отражение в двух главных документах, увидевших свет в сентябре 1918 года: "Основные принципы единой трудовой школы" и "По­ложение об единой трудовой школе".

Зимой 1918 года контрреволюционная позиция Всероссийского учи­тельского Союза привела к тому, что декретом Советской власти он был распущен.
             2 июня 1918 года в Москве состоялся I Всероссийский Съезд учите­лей-интернационалистов. Союз учителей-интернационалистов и стал основным ядром будущего профсоюза работников просвещения и социалистической культуры,  создание которого было   организационно оформлено 29 июля 1919 года.
             После освобождения Нязепетровской и Шемахинской волостей в июле 1919 года  были созданы волостные отделы народного образования, а  уже в октябре 1919 года в Нязепетровске на общем собрании учителей по инициативе уполномоченного Екатеринбургского уездно-городского комитета РКП(б) Петра Васильевича Бобышева,  был организационно оформлен союз работников просвещения и социалистичес­кой культуры, который возглавил С.Мягков. Членами профсоюза стали 22 учителя Нязепетровска.

Союз работников просвещения совместно с местными органами власти проделал большую работу по строительству новой социалистической школы. Все одноклассные земские и церковно-приходские училища Нязепетровского Урала  были преобразованы  в единые трудовые школы 1 ступени, а  4-классное училище – в единую трудовую  школу 2 ступени.  В ходе реструктуризации школьной сети в Нязепетровске  в 1921 году было 4 школы 1 ступени  и 1 школа  2 ступени. В Гривенке, Калиновке и Шемахе по одной школе 1 ступени.

Важную роль в становлении единой трудовой школы  сыграло участие населения в выборах и работе школьных советов.  В ноябре 1920 года во всех школах были впервые  проведены  выборы школьных советов. В школьные советы кроме учителей вошли родители учащихся,  наиболее авторитетные представители общественности.  Школьные советы решали прежде всего хозяйственно-бытовые вопросы школ.  Совместно с профсоюзом занимались вопросами продовольственного обеспечения учителей и школьного питания. Дело в том, что в 1921 году Нязепетровскую и Шемахинскую волости постиг страшный неурожай, население голодало. И единственной твердой валютой был тогда хлеб. Правда после нового урожая 1922 года ситуация стала немного улучшаться. Но все-таки оставалась сложной. Союз добивался, в меру возможностей, отдельных частичных улучшений в положении просвещенцев. Добивался их перевода в высшую категорию продпайка, по­лучал и раздавал своим членам мануфактуру и т.д.
          Ярким примером участия профсоюза и школьных советов в решении продовольственного вопроса является постановление общего собрания граждан поселка Ункурда от 11 октября 1922 года, пожелавших  открыть в доме Семена Кинева школу  для детей Ункурды и близлежащих деревень и заимок. Кроме денежного вознаграждения, которое полагалось по линии отдела народного образования, собрание решило выдавать учителям ещё и продовольственный паек: муки  от 2 до 2 пудов 10 фунтов, картофеля 2 пуда, масла  2 фунта  в месяц каждому. Продукты по самообложению граждан, а также от самопожертвования поступали на хранение в школьный совет и выдавались согласно утвержденной норме.

С целью улучшения кадрового состава  учителей в июле 1922  года по предложению инструктора уездно-городского отдела народного образования Павла Николаевича Нестерова (он же заведующий школой 2 ступени) в Нязепетровской волости была проведена  перегистрация  учительского персонала, которая позволила исключить из их числа малоподготовленных (с образованием менее 3-х классов и стажем менее 3-х лет, а также антисоветски настроенных)  работников. Заведующие  школами избирались школьными советами на 1 год.

С 15 мая 1923 года в Екатеринбурге открывались областные трехмесячные учительские курсы, на которые приглашалось по одному учителю от каждой волости.   При этом в циркуляре Уездно-городского отдела народного образования указывалось, что курсанты  должны привезти с собой подушку, одеяло, мешок для матраца, кружку и ложку.  И вот с таким скарбом одной из первых отправилась на курсовую переподготовку  в Екатеринбург учитель Шемахинской школы Милица Павловна Бурлакова.

Основными  направлениями деятельности профсоюза в 20-30 годы прошлого века были:  ликвидация неграмотности, работа среди женщин через районный женский отдел.

Учителя активное участие принимали в культармейском движении, организации художественной самодеятельности (многие члены союза вели работу в из­бах-читальнях, в школах для взрослых).  При Союзе просвещенцев Нязепетровского района  были созданы красный уголок и собственная библиотека специальной учебно-методической литературы для учителей.

  К 1930 году в Нязепетровском районе было 2 школы-семилетки и 9 школ первой ступени, в них  в них обучалось 1825 учащихся и работало 63  учителя и только 9 из них имели специальное педагогическое образование.  В районе  постепенно осуществлялся переход к политехнизации, при семилетках были открыты мастерские, а в начальных школах  рабочие комнаты.
             Не смотря на рост числа учащихся, отмечался значительный отсев учащихся в течение учебного года, особенно в сельской местности. И это, несомненно, вносило свои коррективы в  работу  профсоюзных организаций. В связи   с увеличением нагрузки на учителей Союзом  ставились  вопросы  по улучшению положения своих членов.  И как  результат - постепенно повышалась зарплата. Устанавливалось для отдельных категорий просвещенцев пенсионное обес­печение. Вводились для некоторых групп особые льготы. В 1927 году при­нят декрет о системе периодических прибавок учителям за выслугу лет.
          Дальнейшее развитие системы народного образования было связано с введением в 1930 году  всеобщего обязательного начального обучения и окончательной ликвидации неграмотности.
            К 1934 году в стране сложилась единая система на­родного образования на основе единства документов, определяющих содер­жание образования. 15 мая 1934 года было принято постановление " О структуре начальной и средней школы". Были установлены единые типы об­щеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя.

С середины тридцатых годов в Нязепетровском районе наблюдается значительный рост числа учащихся. Если в 1935 г. их было 3584, то в 1936 году - 4049, в 1937 г.- 4507 человек.  Количество школ увеличилось с 25  в 1935 г. до 33 школ в 1937 году, среди которых было уже  3 семилетки и 1 десятилетка Быстро росло и число учителей: 1935 г. - 128, 1936 г. - 132, 1937 г. - 149. Из 149 учителей  с высшим образованием было всего 5 человек,  со средним - 67 человек и с незаконченным средним 77 человек, при этом значительное их число обучались заочно в педагогических училищах.

Знаковым событием 30-х годов в нашем районе стало награждение учительницы школы-семилетки Александры Васильевны Евсевьевой  орденом "Знак Почета". Это была первая высокая награда в учительском сообществе района.
           На основании постановления ЦИК СССР, СНК СССР, и ВЦСПС от 23 июня 1933 года профсоюзам были переданы функции органов труда и социального страхования. Это способствовало повышению роли профсоюза в трудовых  коллективах.
           К началу 40-х годов фактически был обеспечен постепенный переход ко всеобщему десятилетнему образованию в городах и семилетнему всеобучу в сельской местности. Однако,  Великая Отечественная война на четыре десятилетия отодвинула завершение создания системы всеобщего среднего образования в стране.

В  трудное время войны школа продолжала работу по охвату обучением детей школьного возраста. Учителя и учащиеся Нязепетровского района  участвовали в уборке урожая, сборе лекарственных растений, сборе теплых вещей для фронтовиков, в оказании помощи раненым в госпитале, развернутом в здании школы-десятилетки.

            После войны значительно уменьшилось число учащихся в сравнении с довоенным периодом, хотя количество школ увеличилось до 35. На 1 января 1947 года в районе было 30 начальных, 4 семилетних и одна средняя школа в которых обучалось 3394 ученика.

К 1949 году в районе уже 44 школы , в том числе 36 начальных, 7 - семилетних и одна средняя. Семилетние школы были открыты в Калиновке, Гривенке, Нестерово.

            В период с 1948 по 1956 года районо и  районная профсоюзная организация уделяли большое внимание работе по выполнению постановления СМ РСФСР от 10.02.48 г. "О льготах и преимуществах для сельских учителей на­чальных и семилетних школ", развитию социалистического соревнования на лучшую подготовку школ к новому учебному году. В эти годы особо активно велась работа по всеобучу - число неох­ваченных образованием сократилось вдвое.

Районная организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений объединяла в тот период более 279 ра­ботников общеобразовательных школ, детских садов и дома пионеров, в том числе  264 учителя.  К этому времени  значительно вырос образовательный  уровень педагогических кадров.  Высшее образование имели уже  23 учителя (9 %), 35 - окончили  заочные 2-3 годичные учительские институты (13 %), 99 - педагогические училища (38 %).

Основными функциями районной организации профсоюза были:
забота об улучшении условий труда, быта и отдыха работников образования, создание условий для их профессионального роста. В этот период значительно была укреплена  материальная база школ  и детских садов. В городе было построено 3 типовых школьных здания, 2 детских сада, новое здание построено в поселке Арасланово, расширены площади школьных зданий Шемахинской средней школы и восьмилетней школы № 3.
            Значительным событием для профсоюзных организаций стало принятие в июле 1958 года Президиумом Верховного совета СССР "Положения о пра­вах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации". В результате в деятельности профсоюзных организаций школ района  появились но­вые формы работы: производственные совещания, комиссии по различным направлениям.
           Большое влияние на деятельность профсоюзных организаций оказало  и приня­тие в конце 1958 года закона " Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования" Одним из важнейших положе­ний этого закона было введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования. В связи с этим с 1958 по 1962 годы все семилетние школы района  были реорганизо­ваны в восьмилетние.

 Ставилась задача по мобилизации учителей, работников народного образования на дальнейшее повышение качества учебно-воспитательной ра­боты школы, укрепление связи обучения с промышленным и сельскохозяйс­твенным производством, приобщение учащихся к общественно-полезному и производительному труду на заводах, в совхозах и колхозах.С этой целью в средних школах №1, № 27, Ункурдинской и Шемахинской школах было введено производственное обучение. Широкий спектр профессий получали учащиеся железнодорожной школы, учащиеся сельских средних школ осваивали трактор и комбайн.
            В начале  1963 года, вслед за изменением структуры партийных ор­ганов, Нязепетровский райком профсоюза работников просвещения был упразднен, сельские учителя были отнесены к Кусинской районной организации, а городские к городу Верхнему Уфалею.  Однако уже  в 1964 году  Нязепетровский райком вновь был восстановлен, в его составе было 420 членов профсоюза, из  449 работающих в системе образования района.

  К середине 60 – х годов  в  связи с развитием лесосырьевой базы  население района значительно увеличилось, увеличилось   и число детского населения. В 45  дневных школах обучалось 7597 учащихся, в  7 вечерних школах - 665 учащихся. В  школах работало 395 учителей. В профтехучилище и машиностроительном техникуме получали профессию 476 молодых людей. В 17 детских садах воспитывалось 815 детей. В районе проживало почти 40 тысяч человек, в том числе в Нязепетровске 21 тысяча.

60- 70 годы - можно назвать годами ренессанса для экономики района, на полную мощь работал завод, леспромхоз,  работали совхозы.

  Продолжалась работа по совершенствованию работы райкома  профсоюза.  Возросла роль пле­нумов и Президиума районного комитета профсоюза. При профсоюзных комитетах и профсоюзных организациях были  созданы и активно работали обществен­ные комиссии.

    В 60-70 годы райком профсоюза возглавляли Ростислав Иванович Вехов, Кузьма Васильевич Снегирев, Виктор Михайлович Алексеев.

Активное участие в деятельности райкома профсоюза принимали учителя Сергей Яковлевич Степанов, Николай Павлович Сазонов, Валентина Васильевна Сапожникова,  бессменным членом райкома была директор  Дома пионеров Нина Сергеевна Табунова. Плодотворно работали председатели профсоюзных комитетов СШ № 1 Надежда Марковна Федина, Шемахинской средней школы Зинаида Ивановна Попова, Ситцевской школы Елена Александровна Скобелева, восьмилетней школы № 1 Лилия Георгиевна Цыпина, Араслановской восьмилетней школы Анна Васильевна Рожкова.
            Наряду с традиционными вопросами деятельности профсоюзных организаций райком профсоюза совместно с районным отделом народного образования уделял большое  внимание подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ.
             В ходе подготовки к 50-летию советской власти в 1967 году в районе было развернуто социалистическое сорев­нование коллективов учреждений образования, смотры-конкурсы внутри школ, детских садов. За достигнутые успехи в юбилейном году Шемахинской средней школе, возглавляемой директором Степаном Андреевичем Мальневым, решением  обкома партии, облисполкома, обкома комсомола  и областного совета профсоюза было присвоено имя  50-летия Великого Октября.

К 1970 году в 26 профсоюзных организациях учреждений образования района  состояло на учете 537 членов (без СШ № 27) из 540 работающих или 99,4 процента. Наибольше число членов профсоюза было    в средней школе № 1, Ункурдинской средней школе, восьмилетних школах № 1 и № 3, Шемахинской средней школе.

Регулярно на заседаниях Президиума РК обсуждались вопросы исполнения бюджета государственного социального страхования. Подводились итоги соцсоревнования школ.

Проводилась также  работа по снижению заболеваемости и улучшению медицинского обслужива­ния работников просвещения и учащейся молодежи.

Деятельность  профсоюзных организаций в восьмидесятые годы была направлена на решение  задач всеобщего обязательного среднего образования молодежи, повышению эффективности и ка­чества учебно-воспитательного процесса. В этот период райком профсоюза возглавила инспектор районо Мария Ивановна Пересторонина. На заседаниях президиума райкома профсоюза изучалась практика совместной  работы школ и предприятий и организаций района  по привлечению молодых людей, не имеющих среднего образования, в школы работающей молодежи, оказывалась им практическая помощь. С этой же целью практиковалось совместное проведение пленумов райкома профсоюза работников образования и  работников сельского хозяйства.
            Как отмечалось в документах профсоюзных конференций этих лет, профсоюзные организации школ стали больше уделять внимания созданию в педагогических коллективах атмосферы творческого поиска в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, повышении эффективности и качества педагогического труда.
            Райком профсоюза совместно с районо  работал над распространением ценных починов и инициатив педагогических коллективов РФ: "От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу"; "Каждому уроку - отличную подготовку, современные методы. высокое ка­чество ".
            Проводимые общественные смотры учебных кабинетов, учительских комнат помогали созданию оптимальных условий для труда и отдыха учите­лей.
           Постоянное внимание уделялось вопросам участия профсоюзных коми­тетов в проведении аттестации учителей.

              В те годы учителям, добившимся высоких показателей в обучении и воспитании подрастающего поколения, присваивались звания "Старший учитель" "Учитель-методист
              В связи с созданием Государственного комитета СССР по народному образованию и упразднением Минпроса СССР,  ЦК профсоюза в декабре 1986 года переименовал республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч­ных учреждений в организацию профсоюза работников народного образова­ния и науки РФ

     За успехи в обучении и воспитании учащихся 11 работникам  народного образования района  присвоено высокое звание "Заслуженный учитель школы РСФСР" и "Заслуженный учитель Российской Федерации", 15 награждены орденами и медалями СССР, 3 - значком "Отличник просвещения СССР" 64 - значком "Отличник народного просвещения", 11 - присвоено звание "Почетный работник общего образования" более 100 награждены  Почет­ной грамотой Минпроса РСФСР, Министерства образованияи науки Росссийской Федерации.

    Горбачевская перестройка, либерально-демократическая вакханалия 90 годов ХХ века и первых лет ХХ1 века усугубили и без того сложную ситуацию в экономике и социальной сфере района. Завод практически не работал, железная дорога стояла без движения , совхозы развалились.  Зарплату платили натурой и ту задерживали. Люди покидали район в поисках лучшей жизни. Закрывались школы и детские сады из-за отсутствия детей. Профсоюзы как могли помогали людям выживать. Разуверившись в силе профсоюза, начался массовый выход работников из профсоюзных рядов. В это сложное время профсоюзную организацию работников народного образования и науки возглавляли друг за другом учителя средней школы № 2 Людмила Викторовна Вятченникова и Татьяна Дмитриевна Киселева.

Во втором десятилетии нового века ситуация  стала немного выправляться.  Наметились положительные моменты в системе оплаты труда работников образования, реализация национального проекта "Образования" позволила значительно укрепить материальную базу школ и детских садов. Повышению профессионального мастерства педагогических кадров  способствовали проводимые конкурсы  "Учитель года", "Воспитатель года", "Самый классный классный". На этом этапе истории профсоюзного движения свою лепту  внесла председатель совета председателей профкомов образовательных учреждений района Татьяна Николаевна Горбунова. В 2014 году на отчетно-выборной конференции по предложению начальника управления образования  председателем была избрана методист управления Надежда Николаевна Цыпышева.

Коллеги! За сто прошедших лет  профсоюз работников образования не раз менял свое название, но он ни  разу не изменил своему назначению приходить на помощь  работникам образовательных учреждений в самую трудную минуту. Сегодня в рядах районной организации профсоюза работников образования и науки 201 человек, самых стойких и преданных и 500 сочувствующих.

Впереди новый день, каким он будет, покажет время. Я хочу поздравить всех с юбилеем, пожелать  успехов, счастья и здоровья на долгие годы. 

Н.М.Кислов, бывший начальник управления образования администрации Нязепетровского района, Почетный работник общего образования