«Скорая помощь» для «трудного» класса.Педагог-психолог Абрамова Е.А.

Каждый второй родитель школьника, пришедший на консультацию к психологу, жалуется на недружный класс, разбитый на группы, воюющие между собой. В таком коллективе, по законам стаи, быстро появляются «отверженные», родительские собрания традиционно заканчиваются выяснением отношений. 



Жизнь в «трудных» классах похожа на выживание в джунглях - каждый сам за себя. Повезли в театр - подрались в театре. Повезли в музей – и там тоже. При этом замученный классный руководитель обязательно добавит - «По отдельности-то все детки хорошие. А вот как вместе соберутся…». 


Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу из-за того, что не может найти общий язык с одноклассниками?

Можно ли изменить взаимоотношения в классном коллективе или родителям стоит думать о переводе в другую школу?

 Чем можно помочь такому ребенку?

И кто отвечает за разрешение этой ситуации, учитель, родители "непопулярного" ученика или родители остальных детей?


Современные дети - "продукт" своего времени. Оставив позади советское прошлое, мы потеряли вместе с ним систему воспитания, основанную на коллективизме. « Сам погибай, а товарища выручай» больше не работает.

На каждой встрече с родителями мы просим их вспомнить, сколько дворовых игр они знают. Потом предлагаем им задать точно такой же вопрос дома своим детям. Современный школьник путешествует от школы (официального коллектива, где все делается по команде учителя) до развивающего центра (любой каприз - за ваши деньги) или секции с тренером. Потом - домой, к компьютеру и под крылышко мамы и бабушки. Во двор одного отпускать страшно. 

У многих детей нет возможности проявить себя в самостоятельном и самоорганизующемся детском коллективе. Дворовые игры, кстати, имели четко оговоренные правила, несоблюдение которых было чревато тем, что играть с тобой больше не будут. Неумение «играть по правилам» в дальнейшем оборачивается проблемами саморегуляции, срывами дисциплины, жалобами родителей и педагогов на «неуправляемость» ребенка.

Как научить современных «комнатных» детей легко находить общий язык с одноклассниками, работать в команде и проявлять лидерские качества? 

Выход можно найти в создании особой развивающей среды, которая сама даст толчок нужным навыкам. «Если огурец поместить в рассол - он сам безо всяких нотаций станет соленым» (В.Ф. Шаталов, знаменитый педагог). 

Современная школа часто не имеет условий для системной командообразующей работы. Редкое исключение - некоторые школы города, в которых еще осталась традиция летних выездных лагерей и коммунарских сборов. Но и на них по желанию едут самые активные ученики. С классом как с единицей никто не работает. 

Поэтому сразу заметны классные коллективы, классные руководители и родители которых нашли время и силы, чтобы познакомиться друг с другом, организовать или (еще лучше!) самим провести командную игру, вывезти детей на природу или провести творческий мастер-класс. При этом простенькие «Веселые старты» будут намного полезнее поездки в дорогостоящий развлекательный центр.


Главное правило - дети должны работать сами.
Только когда для достижения результата будут приложены общие значительные усилия, результат будет ценен и важен для участников. Очень редко коллектив становится сплоченным и безопасным для каждого его члена сам по себе, команду надо создавать и поддерживать, это вам подтвердит любой грамотный руководитель. 

При этом важно избегать сравнения участников друг с другом, соперничества и прямой конкуренции групп, работая по принципу « В команде нет лишних рук». 
Отлично, если после проведенного мероприятия дети научатся играм, в которые они смогут потом играть без взрослых, самостоятельно. Так, вовремя научив подростков играть в «Мафию», мы обеспечили себе спокойные и бесконфликтные смены в летнем походном лагере. Все свободное время дети в полном составе сосредоточенно сидели на бревнах и спасали Город от злодеев. 

Следующее правило - работа по сплочению детского коллектива должна быть системной. Мы рекомендуем планировать не меньше 3-4х мероприятий в год (по количеству четвертей или семестров). При планировании коллективного дела не стоит изобретать велосипед, подойдут и хорошо известные всем «поиски клада», «полосы препятствий» или создание общего творческого проекта. 

Общее дело станет хорошей классной традицией, поможет преодолеть кризис в отношениях в проблемном классе и создать уникальную атмосферу в коллективе, который только сформирован.


Помогаем правильно.

Что делать, если ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли педагогу вмешиваться в конфликтные ситуации и как правильно это сделать? 

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От педагога требуется готовность обсудить сложившуюся ситуацию и выслушать все стороны без морализаторства. 

Если конфликт интересов не носит характер затяжного и нет угрозы физическому здоровью, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно. 

В том случае, если ситуация ухудшается и один и тот же ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит. Доверительный разговор с ребенком и членами его семьи поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

Законы стаи.

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно актуально это для определенных возрастных периодов – при поступлении детей в первый класс, переход в среднее звено и в старших классах в период подросткового кризиса. 

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируюсь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого. 

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода. 

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами (в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби), спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.


Один за всех. 

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения. При этом важно понимать, что совсем избавиться от деления на группы не получится, да это и не нужно. Главное - чтобы отношения между группами были безопасными.

По нашему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором педагоги и родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними. 

Работа над ошибками

Если ситуация зашла в тупик и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, иногда единственным выходом для ребенка становится перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта. 

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

 

Задать любой интересующий вопрос психологу или получить он-лайн консультацию по важным для Вас профессиональным вопросам теперь можно на сайте или в группе Вконтакте https://vk.com/chelprofsouz